ЕМъ Евгений Мякишев (kunshtuk) wrote,
ЕМъ Евгений Мякишев
kunshtuk

В ПОИСКАХ РАЙСКИХ КУЩ

y_475af5d1

Есть два способа писать стихи. Первый — обыденный. Стихи как навык, необходимый самураю. Или для экзамена на чин. И второй — по вдохновению. Первых стихов много. Поэтов же гениальных, или, что то же — имеющих собственного гения, диктующего строчки из иномирья, всегда примерно одинаковое число. Десять, пятнадцать на эпоху. Не больше. Мякишев — из вторых.

У меня на полке много его книг. «Ловитва». «Взбирающийся лес». «Коллекционер». «Морская». «Колотун». Теперь вот еще — «В поисках райских кущ», курьезным образом изданная почему-то Домом садовода.

Позволю себе написать о сборнике не отстраненно, лично. Тридцать четыре года от первого стихотворения до последнего. Первое написано за год до моего появления на свет, второе — аккурат к совершеннолетию, если считать по-древнегречески, по-спартански. И уже, наверное, лет десять, как я знаю и люблю стихи Мякишева — может быть, даже больше.

Трудно объяснить высокую оценку этих стихов, даваемую многими. Да и не нужно. Кто знает — тот поймет. Как и подобает поэту, стихами своими Мякишев живет, вернее — ими выживает. Сквозной мотив лирики — гибель, грозящая на дне ли манящего водоема, болотной ли трясины, винной ли бутылки. Дар — как омут, того и гляди утонешь, и только не переставая барахтая лапками — нагружая гортань стихами, есть шанс уцелеть, не пойти ко дну. Поэтому среди трагических стихов о затягивающей зеркально-черной воде, там и тут попадаются стихи-избавление. По временам, от ранних до поздних, эти избавления бывают разными. То обэриутские баллады о леших, колхозниках, летающих ковбоях. Позднее — эпистолярные послания друзьям. Ну и разумеется, куда же без этого — любовные признания. Как один из пронзительнейших в русской любовной лирике можно указать лирический цикл «Стихи Луны». Не хуже Пушкина и Лермонтова. Разве что любовной лирике Фета, возможно, уступают.

Поскольку время за окном бежало стремительно, не раз меняясь за эти тридцать четыре года до неузнаваемости, стилистика стихотворений тоже менялась. Восьмидесятые не похожи на девяностые. Девяностые — на нулевые. Некоторые поклонники настолько привыкли к ранним стихам поэта, что поздние принимать отказываются. Дескать, порос седым мхом. Неправда: достаточно взглянуть на фотографии, кои легко найти в сети. И хотя мне поздние стихи из книги тоже не очень нравятся — признаюсь, меньше ранних и средних, — изменился не поэт, изменилось время, и не в последнюю очередь — живая речь.

Еще в книгу входит литературный трактат о творчестве Мякишева Ольги Земляной, жены писателя Саши Либуркина. Того самого, которому я предлагал выдвинуть его на премию «Нос», а он отказался. Из-за этого трактата Либуркин побил, как он уверяет, философа Секацкого. Или не побил, не знаю. По крайней мере — написал об этом в своей книге. Так что читать исследование «Я искала поэта…» нужно обязательно. Сразу после основной части, стихов.

Дмитрий Трунченков


* * *
                                                                В. Ш-у
Ни криволинейный, расчерченный мрак,
Ни сонный, осенний мороз,
Ни полной луны постоянный маяк
Нас не поведут под откос;
Казённых домов на пути короба
Не скроют в ловушках навек –
Петляет окольная наша тропа,
Чащобы готовят ночлег;
Под сиплое уханье духов лесных,
Сквозь шелест болотных осок,
Из угольных ям, из завалов ночных
Едва различим голосок
Невинной, но вечно виновной земли,
Манящей своих должников
Вернуть ей котомки её и кули
Мельчайших зыбучих комков,
Заёмных песчинок звенящую персть.
Но нам в назидание дан
В блужданьях кривых указующий перст
К незримым в потёмках садам.

далее
Tags: КАСТОПРАВДА, Мякишев, СТИХИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments